Одним из направлений психологического сопровождения детей в нашем учреждении ГБДОУ Уфимский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья № 6 является работа с родителями. Важной задачей является обучение родителей способам коммуникации и взаимодействию с ребенком, обучение приемам организации игровой и учебной деятельности.
С этой целью было проведено родительское собрание — практикум «Развитие у ребенка мелкой моторики». На собрании было раскрыто значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребенка в домашних условиях. Родителям были показаны игры и игровые приемы на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук. Также были розданы памятки для родителей по работе с детьми дома по данной теме. Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивает:
- Народные игры с пальчиками и специальные упражнения пальчиковой гимнастики.
Тренировку движений пальцев рук можно начинать с простых упражнений:
— Сжимать пальцы в кулак, затем разжимать их.
— Растягивать в стороны руки, положенные пальцы в пальцы.
— Переплетать пальцы обеих рук.
— Поочередно сгибать и разгибать каждый палец.
— Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
— Махать в воздухе только пальцами.
— Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
— Собирать все пальцы в щепотку.
Далее упражнения усложняются: «Кто быстрее прибежит?», «Пальчики здороваются», «Замочек», «Колечки», «Гармошка», «Ёжик», «Игра на пианино», «Очки», «Дождик», «Домик», «Птички» и др.
- Работа с глиной, пластилином:
— Скатывание шариков, орешков.
— Скатывание жгутиков, свертывание из них баранок и пр.
— Из двух жгутиков сплести канатики.
— Расплющивание шариков в лепешки.
— Лепка не по заданию взрослого.
- Работа и игры с бумагой.
- Игры с крупой, бусами, орехами, камешками, желудями, карандашами, шариками, пуговицами.
Хорошо зарекомендовала себя перебирание круп, зерен (например, фасоль отделить от гороха).
Упражнение с карандашом:
— Рисунки по трафарету.
— Рисунки по точкам.
— Обводка.
— Штриховка.
— Тушовка.
— Занимательные задания с карандашом: «Вдень нитку в иголку», «Нанижи бусы на нитку», «Почини гамак», «Дорожки» и др.- эти простейшие упражнения заставят основательно потрудиться, так как линия, проводимая ребенком, не должна «выскакивать» за края «дорожки», быть прерывистой.
- Шнуровка:
— Протянуть шнур, ленту или проволоку последовательно через все отверстия.
— Протянуть шерстяную нитку, пропуская одну дырочку.
— Выполнить шнуровку, как в ботинке.
Учитывая навыки ребенка можно предложить ему выполнить различные узоры, соблюдая принцип постоянного усложнения заданий.
- Застегивать и расстегивать пуговицы на вещах, на специальных пособиях, молнии, крючки, замочки, закручивать крышки, шурупы, гайки.
- Рисование:
— Обводить рисунки по контуру.
— Срисовывать по образцу.
— Продолжать заданный узор.
— Дорисовывать вторую половину изображения.
— Соединение рисунка по точкам.
Мозаика, конструктор, кубики, разные мелкие картинки- бесценный материал для развития внимания, мышления ребенка- способствуют интенсивному развитию движений пальцев рук. Обращаясь к этим играм, можно провести множество занятий, упражнений, интересных и необходимых ребенку.
Таким образом, совместная работа педагогов детского сада и родителей по систематическому развитию пальцевой моторики играет положительную роль в коррекционном обучении неслышащих детей, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи. У детей совершенствуется внимание, память, психические процессы, тесно связанные с речью, облегчается усвоение навыков письма будущих школьников, овладению дактильной, устной и письменной формами речи.
педагог-психолог Мухарямова Т.Н.
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.