История

История основания и развития учреждения

Единственное по своему направлению в Республике Башкортостан специальное учреждение для детей дошкольного возраста — инвалидов по слуху, функционировало с 1947 по май 2012 года как детский дом №6 г.Уфы.

После Октябрьской революции 1917 года и окончания Гражданской войны в Уфе были открыты всего два детских сада. В послевоенное время 1-й этаж  двухэтажного жилого здания по ул. К.Маркса, 34 занимал Образцовый детский сад №2.

Приказом Министерства просвещения Башкирской АССР № 190/2 от 27.09.1947 года Образцовый детский сад №2 был переименован в Уфимский детский дом №6 на 50 воспитанников. Сюда были переведены из Буздякского детского дома глухие дети-сироты.

В детском доме №6 было всего лишь две группы по 25 и 28 детей. Первым директором послевоенного периода была Володарская Елизавета Александровна.

Помещение Уфимского дошкольного детского дома №6 не могло вместить всех глухих детей республики. Поэтому перед Министерством просвещения Башкирской АССР с 1957 года встал вопрос о строительстве нового здания.

 В 1964 году директором детского дома назначили Мигранову Асму Минигалеевну. В течение 4-х лет Асма Минигалиевна  вкладывала все усилия и старания, чтобы начать строительство нового здания. В этом большую помощь оказал родительский комитет под руководством председателя Попова Ивана Нефедовича. В 1967 г. при вмешательстве Всероссийского общества глухих  были найдены средства на строительство. В 1969 году построили типовое 2-х этажное кирпичное здание для 6 групп со всеми удобствами.  В 1970 году обучением было охвачено 75 глухих детей дошкольного возраста.

Со  второй  половины  70-х годов  в  дальнейшем  укреплении   материальной  базы, улучшении    учебно-воспитательного  процесса, много  сил  и  энергии  вложили  директора  Курамшина  Ямиля  Шайбековна  и  Даминова  Амина  Гибадатовна.

С 1982 по 1994  годы  детским  домом   руководила  Рамазанова  Найля  Шариповна.  Ею была продолжена работа по укреплению материальной базы детского дома и улучшению условий работы коллектива, а также жизни и быта воспитанников. При ней были введены в эксплуатацию все складские помещения. Все групповые были  оборудованы звукоусиливающей  аппаратурой,  установками  цветомузыки, телевизорами, радио.

С 1994 года  директором детского  дома  стала  Фоменко  Людмила  Григорьевна. В  годы  ее  работы (1994-2004 г.г.) начался  новый  этап  в  развитии  детского  дома.  Она  вкладывала   много  усилий  и  стараний   для   улучшения    условий  проживания  детей. Здание  было  перепланировано, появились    столовая,  кабинеты   учителей – дефектологов, сенсорная  комната.  Было  завершено  строительство   оздоровительного  комплекса.

С 2004 по 2007 год коллективом руководили директора Хурсан Татьяна Геннадьевна и Батраева Зифа Набиевна. Их опыт, знания, грамотность в вопросах образовательной политики были быстро оценены вышестоящими организациями. Сейчас они работают ведущими специалистами отдела специального образования и охраны прав детства Министерства образования Республики Башкортостан, пользуются заслуженным уважением и авторитетом всех руководителей учреждений для детей-сирот и специальных (коррекционных) учебных заведений.

С 2007  года  и  по  настоящее  время   руководителем учреждения  является  Кускильдина   Фатыма   Махмутьяновна. Ею  продолжена   работа  по  укреплению  материально-технической  базы  детского  дома. В  детском  доме  поэтапно  проведен  капитальный  ремонт системы электроснабжения, отопления, полностью заменены окна, сантехника, кухонное  оборудование, мягкий инвентарь и мебель. Сделан  капитальный ремонт  всех  помещений  и  фасада  детского  дома. Сенсорная  комната  стала  отвечать   всем  современным  требованиям. Оборудованы тренажерный зал, театральная  комната, оздоровительно-экологический центр  «Айболит». Все  кабинеты  оснащены   компьютерами, мультимедийным оборудованием,  сшиты  на  заказ    детские и взрослые  сценические  костюмы. Кабинеты учителей-дефектологов оснащены компьютерным оборудованием, в музыкальном зале современная акустическая техника. Обновлена  звукоусиливающая  аппаратура  коллективного  пользования,   приобретена   компьютерная  программа  «Видимая  речь». Кускильдиной Ф.М. созданы все условия для плодотворной работы коллектива, обучения и воспитания детей.

Комплектование учреждения

       ГБДОУ Уфимский детский для детей с ограниченными возможностями здоровья № 6 комплектуется Министерством образования Республики Башкортостан на основании протоколов Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии (г. Уфа, Пр. Октября, 115/2, тел. 281-18-47).        Заведующая РПМПК Мирсаяпова Марьям Аминевна уже много лет направляет глухих детей со всей республики и их родителей к нам. Немного настораживает родителей,  что дети находятся в интернатном режиме, но специалисты РПМПК убеждают их в необходимости раннего начала обучения. А придя к нам для знакомства с учреждением, родители понимают, что их детям будет здесь хорошо, с ними будут заниматься и искренне заботиться об их здоровье.

Достигнув 7-ми летнего возраста, глухие дети снова проходят обследование специалистами РПМПК и получают путевки в  специальные учреждения через отдел специального образования и защиты прав детства Министерства образования РБ (г. Уфа, ул. Театральная, 5, тел. 272-19-89).  Специалисты отдела  учитывают многие факторы при распределении ребенка в учреждение: место жительства, возраст, степень нарушения слуха, уровень речевого развития и, конечно, желание родственников.

Наши выпускники учатся в следующих  уфимских и республиканских  школах-интернатах для глухих и слабослышащих:

— Уфимская коррекционная школа-интернат №30 для глухих и слабослышащих обучающихся,

— Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Уфимская коррекционная школа-интернат для глухих и слабослышащих обучающихся,

— ГБОУ Бакалинская специальная школа-интернат II вида,

— ГБОУ Стерлитамакская коррекционная  школа-интернат для глухих и слабослышащих обучающихся.

В настоящее время списочный состав воспитанников – 42 ребенка в возрасте от 2-х до 7-ми лет из разных районов и городов республики. Дети распределены по 6 группам в соответствии с возрастом, состоянием слуха и уровнем психического развития от 6 до 7 человек,  1 ребенок с кохлеарным имплантатом.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*