Организация занятости лиц с ОВЗ: ткачество, как разновидность труда для глухих обучающихся

 

Изначально возникшая идея сплотить родителей, детей и сотрудников во вдохновляющей совместной деятельности преследовала основную цель – непринужденное привлечение родителей к интересам Учреждения и образовательному процессу.

И администрация Учреждения начала первые шаги к реализации цели.

И так, в марте 2016г. были организованы групповые посещения из числа глухих родителей и сотрудников мастер классов по лоскутному шитью, макраме и ткачеству, в результате чего предпочтение было дано освоению мастерства ковроткачества.

В  то  же  время  в  безвозмездное  пользование  были  переданы  нам    2 ткацких и 1 прядильный станок от мастеров Архангельского района.         Наряду с оборудованием мастерской имеющимся средствами подсобного помещения на территории детского сада, были организованы поездки родителей и сотрудников в Альшеевский район к мастерам для детального обучения старинному художественному промыслу.

Благодаря сотрудникам детского сада и Уфимской трикотажной фабрики мы обеспечились нитками, тканями, пряжами и другими необходимыми материалами для изготовления изделий. Параллельно разрабатывалось положение о дополнительном образовании родителей и обучающихся по данному ремеслу, издавались приказы и другая документация соответствующего характера.

В итоге, к маю 2016г. была открыта мастерская «Радуга», полностью оборудованная, с обученными мастерами в количестве 6 человек из числа родителей и сотрудников – инвалидов по слуху. Все имеют детей с нарушением слуха.Для придания праздничной атмосферы во время участий на мероприятиях различного уровня, сотрудникам учреждения — мастерицам были сшиты костюмы 3 национальностей.

— Август 2016г. – августовская конференция работников образования, школа-интернат № 13;

— За год успешной работы мастерская «Радуга» успела участвовать в следующих мероприятиях различного характера;

— Всероссийский семинар по образованию – ИРО РБ. Отметим, что наши тканные тапочки пригляделись главному московскому гостью и нами были любезно ей подарены.

— Для изучения спроса на тканные изделия, мастерская выставлялась на ВДНХ в декабре 2016г. – в дни выставок гостиничного и туристического бизнеса, где организаторами нам была выделена S 15м2 на 3 дня.

Годовая практика показала, что ткачество является очень оптимальным и доступным занятиям для лиц с нарушением слуха, которое можно освоить благодаря компенсаторным  возможностям и природным данным, а именно: у глухих наиболее развито зрительное восприятие и художественный вкус, память и внимательность, усидчивость и усердие, ведь эти качества прививаются по необходимости с раннего возраста в образовательных учреждениях, т.е. эти качества способствуют спокойной сосредоточенности к почти ювелирным техническим процессам заправки станка и монотонной работы на ней.

Несмотря на однообразный характер труда, у этого рукоделия множество плюсов, оно помогает успокоиться, дает возможность реализовать творческие способности, художественные фантазии, передать руками красоту внутреннего мира, не имея возможности высказать их словами.

Обучая родителей и обучающихся в рамках дополнительного образования и ранней дошкольной профессиональной ориентации, добиваемся стремления общаться с помощью речи, обогащения словарного запаса, развития мелкой моторики рук, трудолюбия и положительных психических процессов, что значительно поможет им не только в учебной деятельности в образовательных учреждениях, но и в последующей жизни.

Всем известно, что только интересная и результативная работа вызывает желание трудиться, вследствии вырабатывается привычка работать усерднее, при этом сохраняя положительный  эмоциональный подъём.         И что особенно важно, лица с нарушением слуха, имеют возможности наравне со слышащими участвовать на выставках, конкурсах, мастер-классах т.е. социализируются без барьеров, где возникают естественные потребности в речевом общении и равноправного взаимодействия с окружающей средой.

Мы, коллектив учреждения, выражаем искренний восторг и удивление, когда родители со своими детьми торопятся не домой, а в мастерскую и в безмятежном спокойствии учат своих детей простейшим действиям древнего ремесла, обговаривают с ними цвета и узоры.

В конце выступления разрешите внести предложение с практической направленностью: организовывать почаще мероприятия с условием беспрепятственной реализации изделий ручного труда. Для этого создавалась мастерская «Радуга», чтобы все его цвета ярко озаряли жизнь людей, которым мы должны помочь для их максимально полноценного проживания своей жизни.

Организация занятости лиц с ОВЗ: ткачество, как разновидность труда для глухих обучающихсяОрганизация занятости лиц с ОВЗ: ткачество, как разновидность труда для глухих обучающихсяОрганизация занятости лиц с ОВЗ: ткачество, как разновидность труда для глухих обучающихся