Модели организации ранней помощи детям с ОВЗ и их семьям в сфере образования

   Ребенок с нарушением слуха по нуждаемости в ранней помощи отличается от детей с другими ограничениями здоровья — ему должна быть как можно раньше оказана специализированная (сурдологическая, сурдопедагогическая) помощь, что позволяет создать у детей запас акустического опыта в сензитивный период, во время развития лепета, делающего возможным развитие речи и коммуникативных навыков.

           И в целях оказания систематической ранней психолого-педагогической помощи глухим детям раннего возраста, в сентябре 2014 года на базе детского сада № 6 была организована служба ранней помощи для детей с нарушениями слуха с 11 мес. до 2-х лет в форме группы кратковременного пребывания.

          Разрешите поделиться маленьким опытом организации и функционирования 3-й год службы ранней помощи на базе нашего Учреждения.

          Коллектив педагогов подошел к необходимости создания этой службы исходя из многолетнего опыта, сожаления и наблюдения за тем, что дети поступали в дошкольное учреждение в 2-3 года полностью немыми, чаще не слухопротезированы и целый год уходил на адаптацию, привитию учебных навыков, самообслуживанию и т.д.

          Таким образом, о выполнении учебного плана по программе в первый год обучения и речи не было. И требовались продолжительные 2-3 года для вызывания звука и речи, т.к. был упущен самый благоприятный сензитивный период в развитии ребенка.

           И на одном из заседаний педагогического совета было принято решение о создании группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста и был определен базовый круг  задач.

           Одновременно с ремонтом подсобного помещения, оборудования и оснащения в установленном порядке с привлечением родителей и спонсорских средств, активно проводилось информирование  родительской общественности об открытии службы ранней помощи, выстраивалось взаимодействие с учреждениями здравоохранения, социальной защиты и ПМПк для обеспечения своевременного выявления детей раннего возраста. Было введено дополнение в Устав Учреждения, в штатное учреждение по согласованию с Министерством образования была введена ставка учителя-дефектолога.

           На собрании родителей согласовали форму обслуживания семьи и ребенка в виде индивидуальных занятий с ребенком в присутствии родителей на базе службы 2-3 раза в неделю в зависимости от потребностей и возможностей семьи, а также индивидуальных возможностей ребенка. Длительность  занятий  с  ребенком и консультация родителей рассчитана до 1 часа.         В результате, к октябрю 2014г. была укомплектована группа из 6-и детей по заявлению родителей и заключению РПМПк. За основу организации учебного   процесса   было   взято  учебное  пособие Шматко Н.Д. и Пелымской Т.З. «Если малыш не слышит».

           Также было решено проводить групповые занятия, участие в общедетсадовских мероприятиях, что способствовало обмену информацией родителей со специалистами учреждения, а также друг с другом.

           Все были своевременно слухопротезированы, что являются основным условием при приеме в группу раннего возраста.
В настоящее время эти дети посещают постоянную группу, где их обучает тот же сурдопедагог, адаптация к условиям круглосуточного пребывания прошла значительно комфортно, как для детей, так и для родителей, отмечается высокая посещаемость детей.

           В этом году службу раннего возраста посещают 6 детей от 1 года до 2-х лет. Конечно, имеются определенные проблемы в плане обучения специалистов для работы с детьми раннего возраста. Обходимся повышением квалификации путем самообразования.         Что особенно важно, родители проявляют большой интерес к успехам своих детей, более компетентны в области коррекционного обучения.

          Также слышащие  родители испытывают трудности при самостоятельном занятии  со своим глухим ребенком в домашних условиях, т.е. назревает необходимость установления дистанционного взаимодействия с семьей, имеющего ребенка с нарушением слуха.

          Своевременно организованная работа с родителями и детьми, кроме повышения эффективности коррекционных мероприятий может обеспечивать еще одну, может быть, самую главную цель — адаптации ребенка к дошкольному учреждению с круглосуточным пребыванием. Проведение единой с родителями линии обучения и воспитания в семье и детском саду не вызывает у ребенка разрыва между требованиями родителей и педагогов и помогает им легче адаптироваться в окружающем его мире.

          Состояние малыша, поступающего в дошкольное  учреждение круглосуточного пребывания, зависит как от сотрудников детского сада, так и от согласия родителей между собой по поводу методов обучения, от отношения самих родителей к своему ребенку, от понимания ими проблемы. Большое значение имеют и внутрисемейные конфликты, часто связанные с рождением такого ребенка.

          Первым этапом работы с родителями в 2014-2015 учебном году был анализ состояния детей, впервые поступивших в коррекционное учреждение и выявление детско-родительских отношений в семье.

         Из опрошенных 13 семей, взятых с каждой группы, 8-ро были полные (61,54%), 5 – неполные (38,46%). Причиной развода стало рождение этого ребенка у двух семей (40%). Все опрошенные семьи относят себя к благополучным.

Имеются ли Вашей семье разногласия по поводу обучения и воспитания Вашего ребенка?

№№ Ответы родителей % ответов
1 Да 46,15
2 Скорее да 30,78
3 Скорее нет 15,38
4 Нет 7,69
5 Затрудняюсь ответить 0

          В целом положительные ответы дали 76,93% опрошенных родителей, отметили разногласия в семье по поводу обучения и воспитания ребенка.

Хотели бы Вы освоить методические приемы занятий с ребенком с целью продолжения обучения дома во время выходных и каникул?

№№ Ответы родителей % ответов
1 Да 53,84
2 Скорее да 30,76
3 Скорее нет 0
4 Нет 0
5 Затрудняюсь ответить 15,4

Из опрошенных родителей двое затруднились ответить, остальные ответили положительно. Отрицательных ответов нет.

 Нуждаетесь ли Вы в активном общении с педагогами детского сада и с родителями других детей?

№№ Ответы родителей % ответов
1 Да 61,54
2 Скорее да 30,77
3 Скорее нет 0
4 Нет 0
5 Затрудняюсь ответить 7,69

              В общении с педагогами детского сада и с родителями других детей нуждаются  92,31%  опрошенных родителей.

              Полученные данные свидетельствовали о том, что психологический климат в большинстве семей достаточно напряженный, у супругов есть разногласия по поводу воспитания ребенка, чаще всего обусловленные недостаточными знаниями в области  воспитания и обучения таких детей, а также трудностями в общением со своим ребенком.

              С целью привлечения родителей в образовательный процесс, для оказания им своевременной психолого-педагогической помощи, в 2014-2015 учебном году  коллективом учреждения были предприняты первые серьезные шаги навстречу родителям, связанные с открытием ресурсного центра  на базе детского сада № 6. К началу учебного года было отремонтировано силами родителей и сотрудников отдельно стоящее на территории детского сада здание, приобретена мебель и необходимое оборудование. Были своевременно внесены изменения в Устав и издан приказ по Учреждению о работе Ресурсного центра. А также были разработаны программа и перечень необходимой документации.

              В рамках дополнительного образования родителей, в целях ранней профориентации дошкольников благодаря инициативе сотрудников и родителей открыла в 2016 году свои двери мастерская ковроткачества «Радуга». Она сплотила родителей – инвалидов по слуху в творческом объединении, которые за короткое время освоили вместе  со своими детьми все тонкости ткачества и механизм работы станков и мы убедились, что ткачество является оптимальной разновидностью труда для лиц с нарушением слуха.

             И  так, на практике деятельности нашего учреждения можно выделить 2 базовые модели ранней помощи в пределах существующих полномочии и финансовых средств.

             Это — ранняя помощь на бесплатной основе предоставлена детям, обучающихся по АООП для детей с ОВЗ раннего возраста, направленная на обеспечение максимальной доступности по месту проживания и предусмотрена возможность изменения «формы» получения ранней помощи на любом этапе развития ребенка.

             И второе, это модель поддержки семейного образования детей раннего возраста с ОВЗ для родителей, чьи дети не имеют возможности посещать группы кратковременного пребывания, в основном, иногородние, на получение ими методической, психолого-педагогической  и консультативной помощи без взимания платы.

            Таким образом, коллектив детского сада № 6 выражает стойкую уверенность в том, что система ранней помощи предоставляет исключительные возможности для нормализации темпа и хода психического развития ребенка с ОВЗ, а также играет уникальную роль в жизни особой семьи, где родители учатся удовлетворять особые образовательные потребности ребенка.