Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ на занятиях педагога.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Современные здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на следующие виды:

  1. Технологиисохранения и стимулирования здоровья.
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
  3. Коррекционные технологии.

Главная задача воспитателя и родителей – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с детства.

Работа в нашем детском саду предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми.

В ДОУ следующая система здоровьесбережения.

— Комплекс закаливающих мероприятий;

-Непосредственная образовательная деятельность по физической культуре всех типов;

— Оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей;

-Инновационные технологии оздоровления и профилактики;

-Организация рационального питания;

-Медико-профилактическая работа с детьми и родителями;

-Соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;

-Комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Формы работы по здоровьесбережениюна занятиях педагога:

— Проведение физкультминуток, точечный массаж, самомассаж

  • Артикуляционная гимнастика
  • Общая моторика
  • Зрительная гимнастика
  • Фонетическая ритмика
  • Дыхательная гимнастика
  • Су-джок терапия
  • Пескотерапия
  • Физкультурные минутки.

— по массажному коврику;

Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе занятия, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.

Зрительная гимнастика:

  1. Снижает утомляемость глаз
  2. Расширяет зрительное поле
  3. Укрепляет глазодвигательные мышцы глаз
  4. Снижает спазм аккомодации глаз
  5. Служит профилактикой нарушения зрения

Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Дыхательная гимнастика:

  1. Способствует увеличению объема дыхания, улучшает качество дыхательной мускулатуры.
  2. Регулирует дыхательный ритм
  3. Формирует навык правильного дыхания
  4. Формирует темпо-ритмические характеристики речи.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

Игры и упражнения с пальчиками разнообразны:

— пальчиковые игры с мелкими предметами;

— пальчиковые игры со скороговорками;

— пальчиковые игры со стихами;

— пальчиковая гимнастика;

— самомассаж кистей и пальцев рук;

— пальчиковый театр.

Целью самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Виды самомассажа в ДОУ:

— самомассаж лица;

— самомассаж грудной клетки;

— самомассаж верхних и нижних конечностей.

Су – джок терапия — стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Особенно важно воздействие на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Для этой работы используются массажные мячики.

  • Упражнение «Мячики»

Я кругом мячи катаю,

Взад – вперед его гоняю,

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну. (дети катают между рук мячик) .

Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация.

Релаксация — комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.

Детям нужно дать почувствовать, что мышечное упражнение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.

При этом необходимо обращать внимание на то, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным.

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов — к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы.

Игры с песком способствуют:

— развитию мелкой моторики рук;

-развитию речи;

— расширению словарного запаса;

— освоению навыков звуко-слогового анализа и синтеза;

— развитию фонематического слуха и восприятия;

— развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

— изучению букв, освоению навыков чтения и письма.

Фонетическая ритмика является составной частью занятия.

Фонетическая ритмика направлена на:

  1. Коррекцию речевых нарушений
  2. Обучению правильному дыханию
  3. Оптимизацию мышечного тонуса
  4. Обучение релаксации
  5. Развитие чувства ритма
  6. Формирование пространственных представлений
  7. Развитие психических функций
  8. Формирование межполушарного взаимодействия.

В занятия по ритмике могут входить разные виды упражнений: общеразвивающие, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, психотерапия, музыкотерапия.

Непременное условие успешной работы по здоровьесбережению и здоровьеобогащению дошкольников — активное взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги).

С этой целью проводятся совместные физкультурные праздники и развлечения. Чтобы ребенок понимал дозначимость зровья и умел бережно к нему относиться, следует решать эту задачу с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.

Воспитатель Нигматьянова Альмира Альбертовна

 

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий